Порой сложно понять, как меняются цены на авиабилеты. Сегодня стоимость перелета составляет 8 000 рублей, хотя буквально пару дней назад тот же рейс предлагали забронировать за 4 500. Дело в том, что цена зависит от самых разных факторов и постоянно меняется. А теперь разберемся, почему так происходит.
Почему так меняются цены на авиабилеты: тариф, сборы и такса
Для начала уточним, что стоимость билета на самолет состоит из 2 частей. Клиент платит за тариф авиакомпании (АК), а также таксу и сервисный сбор. У каждого перевозчика предусмотрен свой аналитический отдел, который рассчитывает себестоимость перелета на основании:
- вида самолета;
- погодных условий;
- расходов на топливо/ремонт;
- дальности путешествия и т. п.
В тариф также входит обслуживание пассажиров. Путешественник может приобрести бюджетный билет «Эконом» либо доплатить за комфортные условия, выбрав «Бизнес» или «Первый класс». Лоукостеры предлагают промотарифы. Обычно они дешевле всех, но клиенту придется доплачивать за такие услуги как за провоз багажа, питание или выбор места в салоне.
Такса — это стоимость обслуживания пассажиров аэропортом. Ее оплачивают не только за вылет, но и при посадке. Ну а сервисный сбор представляет собой сумму, которая требуется для оформления билета.
Эти факторы объясняют, почему цена авиабилета меняется в зависимости от аэропорта, самолета или перевозчика. Но не стоит забывать про прибыль авиакомпаний. Никто не станет перевозить пассажиров себе в убыток. После расчета себестоимости билетов информация попадает в систему управления доходами АК, которая регулирует цены уже в режиме реального времени.
Какие факторы заставляют меняться цены на авиабилеты
Частое изменение стоимости происходит по разным причинам. В основном резкие колебания цен связаны со спросом — популярностью направления и активностью пассажиров. Но существуют и менее очевидные факторы, которые также влияют на цену.
Изменение цен под влиянием автоматизированных систем АК
Это уже упомянутые алгоритмы, используемые авиакомпаниями для сохранения доходности при динамическом ценообразовании. Такие системы позволяют сделать расчет с максимальной прибылью для перевозчика, не забывая про пассажиров.
При расчете цен учитывают разные факторы:
- наличие скидок при раннем бронировании;
- спрос на билеты по данному направлению;
- стоимость авиарейсов у других компаний;
- количество свободных мест на рейсе;
- популярность пункта назначения;
- текущий сезон.
К примеру, стоимость билетов в Мюнхен незадолго до Октоберфеста заметно вырастет. А если ближе к дате перелета в самолете останется много свободных мест, система сделает скидку для привлечения внимания.
Скачки цен в зависимости от периода бронирования
Время — вторая причина, отчего меняется цена на самолет. Большинство пассажиров покупает авиабилеты перед выходными, праздниками и в период отпусков. Самый большой спрос наблюдается в период отпусков. И именно в это время АК повышает среднюю стоимость билетов на самолет.
Еще важно, запланирован вылет на ночь или днем. Желающих пожертвовать сном меньше, поэтому бронировать билеты и путешествовать после полуночи обычно дешевле. По этой же причине низкая цена характерна для рейсов с «неудобными» пересадками и ночными стыковками.
Как будут меняться цены на авиабилеты в зависимости от спроса
В большинстве случаев здесь прослеживается прямая связь. То есть, чем популярнее маршрут, тем выше стоимость авиабилетов. Из дополнительных критериев система перевозчиков учитывает:
- местные фестивали и праздники;
- наличие ярмарок и достопримечательностей;
- культурные мероприятия, курортные зоны, санатории;
- сезонность — летнее время, периоды отпусков и т. п.
Если пассажиры активно бронируют места в самолете, цена оставшихся будет расти. При полупустом салоне обратная ситуация. Туроператоры предлагают «горящие» путевки, а авиаперевозчики — щедрые скидки, чтобы сохранить окупаемость рейса.
Почему меняются цены на билеты на самолет при поиске через агрегаторы
Большинство сервисов по продаже авиабилетов указывают конечную цену. Но даже там клиент может столкнуться с тем, что стоимость при поиске и оформлении брони будет отличаться. У таких колебаний обычно несколько причин:
- изменение класса обслуживания в настройках;
- конечная сумма зависит от текущего курса валют;
- ранее указанная цена не включала стоимость страховки;
- выбранные места закончились, альтернативные дороже/дешевле;
- выбор дополнительных услуг — оплата багажа, выбор места или др.
Агрегаторы делают запрос партнерам каждый раз, когда пользователь жмет «Найти билеты». Но цена может потерять актуальность и поменяться, пока клиент выбирает рейс из списка доступных предложений. А иногда проблема кроется в невнимательности. К примеру, при бронировании добавлен еще один пассажир или выбрано место с увеличенным пространством для ног.